Тест-обзор минитрактора Уралец-180

На «Сабантуе – 2012» был свидетелем, как двое сельчан купили мини-тракторы. Это ж надо – приехать на народные гуляния, и уехать с трактором! Увиденное так впечатлило меня, что я решил созвониться с производителями тех самых «железных лошадок».

В ООО «Трактор», по-моему, обрадовались услышанному; во всяком случае, изъявили желание отправить в распоряжение редакции несколько моделей мини-тракторов:

– Вы их испытайте, обкатайте, а потом поделитесь своими впечатлениями. Все расходы по эксплуатации и работоспособности тракторов – на ваших плечах.

Прошло 10 дней, и вот опять звонок с Челябинской области: грузовик «ООО Трактор» уже у вас в городе, выгружайте трактор.

Да, это «Уралец-180». Маленький, с пол-легковушки. Вишнево-красный, с раскосыми глазами, то есть фарами. Ба, да это же китаец! Китаец русских кровей. Русских кровей, потому что собирают его в России, в Челябинской области.

Панель приборов «Уральца» проста донельзя: датчики давления масла, заряда аккумуляторной батареи и температуры охлаждающей жидкости. Ещё, переключатель поворота, тумблеры звукового сигнала и передних и задних фар, замок зажигания. И всё! Настоящий суровый челябинский трактор!

Посмотрим, что же умеет этот «Уралец». Подкачав топливный насос, выжимаю полностью педали сцепления и подачи газа, включаю декомпрессию и поворачиваю ключ зажигания. Электростартер резво раскручивает маховичок двухгоршкового(двухцилиндрового) движка, мало-помалу разжижая и разгоняя масло в картере, о чем свидетельствует стрелка датчика давления масла. Эх, не любит дизель заводиться в зимние холода! С третьей попытки решаюсь выключить декомпрессию: электростартер резко сбавляет обороты, однако не останавливается. Наконец, изрыгая клубы сизого дыма, заработал дизель. Выждав еще пару минут, отпускаю сцепление, регулирую ручную подачу топлива. Все, трактор готов к трудовым будням.

Пока греется мотор, пробегаюсь глазами по техдокументации «Уральца». Как завести, как эксплуатировать, как проводить ТО. А вот и каталог, где подробно перечислены все детали минитрактора, начиная от набалдашника рычага КПП и заканчивая последней левосторонней резьбой коленвала.

Приятно удивил диапазон скоростей мини-трактора. Три скорости вперед, одна – заднего хода, плюс их повышенные и пониженные вариации – этого достаточно для того, чтобы найти оптимальный режим сенокошения в зависимости от рельефа местности, погодных условий и типа травяного покрова. А на «третьей повышенной» ( 27 к/ч!) в жару можно сгонять до ближайшей речки – искупаться!

Вдоволь «нарулившись» на территории, останавливаюсь; дальше неплохо бы изучить возможности применения дополнительных навесных агрегатов. Хотя, из дополнительных агрегатов в наличии имеется только задненавесная лопата, предоставленная нам вместе с трактором. Сообразно сезону, как я понимаю. Ну что же, – будем убирать снег. Стандартная, знакомая с детства трехточечная система навески, на которой я в течение 2-х минут зафиксировал лопату. Лопата как будто игрушечная: 30-40 килограммов веса, 120 сантиметров ширины, ребра жесткости.

На этот раз трактор завелся с «полпинка». Вот за что я люблю «атмосферный» дизель, так это за отсутствие всяких заморочек, наподобие качества «искры», выставления угла опережения, зазора свеч зажигания ит.д. Тут, главное, чтобы дизельное топливо было качественным. На «левой» солярке, купленной за полцены у соседа «Белазиста», далеко не уедешь. Уехать, можно, но ТНВД накроется в самый неподходящий момент, а это – дополнительные расходы: на ремонт, настройку топливной аппаратуры, погубленные нервные клетки, наконец.

Опускаю лопату и на второй пониженной передаче начинаю сгребать снег. Проехав метров 20, «Уралец» замедлил ход, и вот мы уже не едем вперед, а стоим на месте и гребем задними колесами воздух. М-да, это не бульдозер, увы. 940 килограммов мини-трактора, плюс мой вес 70 кг – этого явно недостаточно для хорошего, надежного сцепления колес трактора со снегом. Приподнимаю лопату, и продолжаю продвигаться уже налегке. Так, в два захода удается завершить уборку снега по всей длине заасфальтированной дорожки длиною 30 метров. Значит, алгоритм действий таков: сначала надо сгребать снег с неплотно прижатой к почве лопатой, а потом – проехаться по второму разу, убирая остатки. Получится несравнимо медленней, чем на Т-170, но однозначно быстрее, чем бригадой «коммунальщиков», вооруженных скребками и снеговыми лопатами.

Прошло три дня, как в распоряжении редакции появился мини-трактор «Уралец-180». За это время, можно сказать, я успел полюбить эту машину. Посудите сами: экономичный, легкий в управлении, красивый, в конце – концов. Даже с чисто практической точки зрения у него скорее больше плюсов, нежели минусов: электростартер, ТНВД, масляный насос шестереночного типа, КПП, топливный и масляный фильтра – все находится под рукой, в легкодоступных местах. Случись, не дай Бог, затеять ремонт в полевых условиях, на разборку того или иного узла потратишь минимум времени. Механизаторы знают, насколько хлопотно «располовинить» универсально-пропашной трактор, тот же МТЗ или ЮМЗ: понадобятся тали, несколько помощников и много «ремонто-часов». С «Уральцем» же проблем в разы меньше: подставил два чурбака под трактор, открутил 10 болтов, снял четыре тяги, 4 трубки, и вот уже ты снял маленький мотор. Закинул его в багажник своей легковушки, отвез в ближайшее СТО, оставил на «капиталку» – вот и все дела.

В общем, я был в таком восторге от этого трактора, что решил поделиться этим самым восторгом со всем населением Сибая и Баймакского района. Ну, или с самой любопытной частью этого самого населения. Решено – едем на колхозный рынок!

Если вы согласны с утверждением, что сэкономленные деньги – заработанные деньги, то на базаре я заработал 200 рублей. Въезд на рынок для выставляемой на продажу техники стоил 200 рублей, вот я и сэкономил их, въехав не через охраняемые ворота, а через пешеходную калитку, что вне зоны видимости охранников, вот так-то! Трактор с габаритами 2530х1200х1700мм пролезет в любую щель. Нагло заехал на территорию, занял место среди продаваемых машин, и стал ждать любопытных. Ждать пришлось недолго.

Подавляющее большинство людей подходили с одинаковыми словами:

– Ну, и сколько стоит такая игрушка?

Увидев, что «игрушка» разворачивается чуть ли не на месте, имеет вал отбора мощности на 540 оборотов/минуту, гидронавеску грузоподъемностью 350 кг, электрозапуск, дифференциал, может работать с более чем 20 видами навесных агрегатов, все спрашивающие приходили в такой же восторг, как и ваш покорный слуга. Правда, одного или двоих скептиков интересовал ответ на вопрос – в случае чего, можно ли найти на них запчасти?

– По каталогу поставляются все запчасти. Вообще, при продаже трактор комплектуется запасными фильтрами, вкладышами на коленвал, сальниками и даже плунжерными парами.

Ответ успокаивал всех; а потом я делал контрольный выстрел в голову:

– На целый день работы в сенокос он потребляет 7, от силы 8 литров дизтоплива, да-да.

Общие впечатления от «Уральца-180» были приятными. Если трактор полезен зимой, то летом-то уж ему точно цены не будет – это как дважды два четыре! Разнообразие скоростей движения – раз, наличие вала отбора мощностей – два, гидронавески-три, легкий запуск движка – четыре, комфортабельное сиденье – пять. Еще, не забывайте про широкий выбор навесного оборудования. Но самое главное преимущество этого трактора, конечно же, экономичность: за все время, что трактор был в нашем распоряжении, мы его заправили только 1 раз, залили 12 литров дизтоплива, и все на этом. Отработать смену с 7-8 литрами солярки, которая нынче на вес золота, – чем не фантастика? Купи такого помощничка, и живи-радуйся жизни на зависть окружающих.